Борщевская вышивка

 

 

 

Борщевская вышиванка (Борщівська вишиванка) — это, своего рода, бренд вышиванок на Тернопольщине. Там появилась тенденция густо вышивать рубашки черными нитками.
Магазин вышиванок FOBERINI совместно с известным украинским коллекционером вышиванок Верой Матковской провел фотосессию, чтобы максимально раскрыли культуру вышивки Борщевского района и показать всю ее красоту и изящество. (Благодарим дизайн-студию Svitlo за предоставления аксессуаров).
Вера Матковская — известный по всей Украине коллекционер украинской вышивки и вышиванок. В своей частной коллекции более полутора тысяч вышитых женских и мужских рубашек, запасок, юбок, полушубков, безрукавок практически из каждого села Борщевщины. Часть своих вышиванок Вера Матковская подарила музею Ивана Гончара.

 

Купить вышиванку Борщевского района Вы можете в магазине вышиванок FOBERINI.

 

Борщівська вишиванкаБорщівська вишиванка

Древнейшие сорочки в коллекции Веры Матковской датированы XIX в. Это непревзойденные по своей оригинальности и художественными качествами образцы свадебных и праздничных женских рубашек, ставшие уже хрестоматийными раритетами не только на Украине, но и далеко за ее пределами. Ими издавна восхищались художники, этнографы, ценители народного искусства, отмечая неповторимость техники, орнаментальное разнообразие и специфическую шкалу красок, созданную с помощью иглы и шерстяной нити черного цвет. Уже в начале XX в. были рубашках с черными рукавами , которые создавали неизгладимое впечатление на иностранных путешественников и туристов.

Борщевские женские вышиванки шили из тщательно отбеленного конопляного полотна. Конопляное полотно, тщательно выбеленное на приднестровских берегах под ласковыми солнечными лучами — одна из особенностей праздничных женских рубашек. Для полотна на рубашки брали посконную пряжу, которую изготавливали из мужских стеблей конопли,, которые были тоньше и яснее от женских.. В зависимости от сорта нитей, взятых за основу, различали около 20 видов полотен. Количество прядей в основе определяла цельность полотна и давала ему название. То есть, чем тоньше нити, тем больше прядей из них укладывалось в ширину ткацкого станка, и наоборот, чем толще нити — тем меньше. Девять прядей — «девятка» — толстое полотно. «Десятку» — «тринадцатку» использовали для подточки на женских рубашках и мужских брюках. С «четырнадцатки» шили будничные рубашках. На изготовление праздничных рубах шли «пятнадцатка» и «шестнадцатка».

Борщівська вишиванкаБорщівська вишиванка

Конопляные полотна отличались не только фактурой, но и общей цветовой гаммой. Природный (не отбеленный) цвет полотна из конопляной пряжи имеет зеленовато-серый оттенок. Даже беглый осмотр кроя праздничных женских рубашках позволяет говорить об их уникальность и неповторимость. Только в селах Борщевского района шили рубашках с плечевыми вставками (длиной 25 см, шириной 15 см), пришитыми по основе ткани, что помогало увеличить ширину станка, который драпировали в глубокие и густые складки. Поскольку складки частично прикрывали отдельные элементе узора, то оптимальным решением построения орнаментов было использование мелких мотивов, которые будто появлялись из глубины складок на поверхность. Безусловно, это влияло на визуальное восприятие декора. 

Казалось бы, такая модель не функциональная, потому что сковывает движения рук. Их невозможно поднять вверх, не нарушив ансамблевый строй праздничного костюма. Действительно, именно рубашка влияла на манеру двигаться при ходьбе или в танце. Движения были сдержанные, мягкие. Даже осанка в такой одежде менялась. Стоит пересмотреть старые фотографии, на которых сфотографированы женщины и девушки в праздничных рубашках с уставками, пришитыми по основе, подпоясанных домоткаными кромками. В такой одежде их осанки выглядели стройными, монументальными, как греческие и римские статуи.

Исключительность вышитых женских рубашек Борщивщены в начале XX в. выражается в нитях и техниках, которыми рубашках вышиты. Только на Приднестровье, в частности, в селах Борщевщены, издавна вышивали черными и красными шерстяными нитками. Нити к вышиванию женщины пряли сами с овечьей шерсти черного естественного цвета. Поэтому даже на рубашках столетней давности такие нити при стирке не «пускают» цвет, в отличие от окрашенных анилиновыми красками, которые появились на рынке в конце XIX в. (разноцветные нити фабричного производства).

Борщівська вишиванкаБорщівська вишиванка

Женские вышиванки Борщевского района имеют разнообразную вышивку, которая  донесла до нас творческое вдохновение и художественное мировосприятие народа. В Украине по разным источникам зафиксировано около 100 техник вышивания. Из них около четверти было известно на Борщевщине иногда под другими местными названиями. В конце XIX-начале XX в .. сохранились преимущественно те способы вышивки, существовавшие в середине XIX века.

Вышитая орнаментальная композиция на уставках занимает от 12 до 19 см шириной, а под уставками  5 — 11 см шириной. Кроме того, был вышит весь рукав и передняя часть станка . Вырез горловины и края рукавов густо закрепляли шерстяными нитками черного цвета. Край подола подрубливали под мережку «цирку». Вышивку на рукавах и стане выполняли шерстяными нитками «бавна» техниками подстеленный крестик, «колодки», цепочка, ретязь, мережка. Все перечисленные техники, кроме «колодки», в конце XIX в. были известны во всех уголках Украины. Вышивка «колодками» — прерогатива приднестровских районов Подолья , в частности, в западной части края такой центр вышивания был на Борщевщине.

Борщівська вишиванкаБорщівська вишиванка

Под названием «колодки» в селах Борщевщены бытовало два способа вышивания. В одном («колодки-1») по способу нанесения прямых стежков техника напоминает двустороннюю штаповку, когда каждый следующий ряд острой ломаной каракули вкладывается один в один, образуя таким образом широкие полосы. При орнаментации уставок на женских рубашках такие полосы «ломаются», в зависимости от конфигурации мотивов. Фактура подобных вышиванок напоминает плоскую орнаментальную резьбу на дереве. Для женских рубашек Борщевского района характерен другой способ вышивки «колодками-2». С лицевой стороны вышивка выглядит, как ковровая фактура, которую укладывают с косых стежков-полукрестиков. Специфическим было то, что поверхность ткани украшали чередованием двух разных по высоте прилегания к ткани рядов полукрестиков. Обратная сторона таких вышивок дает рисунок, совершенно отличный от вышивок обычным полукрестиком, поскольку заключенный из рядов прямых поперечных и косых продольных стежков, которые чередуются между собой. Заметим, что косые стежки перекрывают два лицевых полукрестика с прямым стежком на обороте.

«Колодками» зашивали фоновые плоскости и выполняли геометрические, растительные мотивы на уставках женских рубашек используя только шерстяные нити — «бавну». В середине XX в .. техника «колодки» была забыта, и частично утрачена, поскольку уже в 1940-х гг .. среди молодых женщин ней никто не пользовался. Вышитые орнаменты на Борщевских женских рубашках несколько выделялись в общеукраинском массиве. Важным средством выразительности выступает здесь глубокий черный цвет фона, что придает вышитым узорам изысканности и благородства. Вышитые разноцветными нитками (зелеными, красными, желтыми, серебристыми или золотистыми), орнаментальные мотивы играли активную роль на темном фоне. Преимущественно в таких орнаментах мотивы-доминанты не соединяются дополнительными элементами. Композиции из них выстраивались в диагональном или шахматном порядке в несколько рядов (от трех до семи). На рукавах, груди, спинке орнамент заключали в ленточные композиции, которые рельефно выступали над поверхностью ткани. Вплетенные в темную ковровую фактуру узоров, мажорные цвета мотивов-символов, иногда чуть «считывались», придавали образу рубашках одновременно оттенков торжества и печали.

Борщівська вишиванкаБорщівська вишиванка

 

В коллекции Борщевских рубашек Веры Матковской есть два конструктивных типа рубашек без нагрудной застежки без воротника, с прямым открытым внизу рукавом и без нагрудной застежки, с воротником-стойкой, рукавами, собранными под манжет. Для обоих конструктивных типов одинаково характерна отделка разреза пазушка и низа рукавов. Рубашки носили поверх штанов, подпоясывая шерстяной домотканной кромкой. Подол рубашки подрубливали под мережку и вышивали счетной гладью неотбеленными конопляными нитками. Соединительные швы украшали мережкой. Ширина декоративных полос достигала от 1,5 до 3,0 см, а иногда и больше. Растительные орнаменты на рубашках без нагрудной застежки, без воротника, с прямыми рукавами вышивали шерстяными разноцветными нитками техниками полукрестик или «колодки-2». Узоры укладывали из мелких разноцветных цветков на ветвях с листьями и бутонами. Мажорные, с ярким колоритом, с положительной энергетикой растительные узоры, вызываемые лирическими чувствами девушек к своим избранникам, завораживают неувядающей красотой цветов.

Борщівська вишиванкаБорщівська вишиванка

Вышитые на рубашках геометрические мотивы — как безграничное течение магических образов, воплощенных в различных материалах и техниках. Основной мотив орнаментов — архаичная графема ромба с крючками, как тайная метафора в различных комбинациях крючков — присутствует в подавляющем большинстве вышитых композиций. Предпочитая монохромным орнаментам, вышитым белыми хлопчатобумажными или цветными шелковыми нитками техниками счетная гладь или выкалывание, вышивальщицы с высоким мастерством и охотно использовали и другие стили декора мужских рубашек. Вышивка того времени отмечается стремлением к натурализму в изображении растений и уменьшением символичности в геометрических орнаментах.

Купить вышиванку Борщевского района Вы можете в магазине вышиванок FOBERINI.

Читайте также:

Украинская вышивка: забытая уникальность наших предков.

Как Киев День независимости встретил - Парад вышиванок 2013

Украинские вышиванки села Лиховка Днепропетровской области.

Модный испанский блоггер Кончи Копе открыла новый сезон в вышиванке от Foberini

Что одеть на Евровидение 2017


Источник: http://foberini.com/borshhivska-vishivanka-kolletsiya-veryi/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

История рукоделия. Борщевская вышивка смотреть на Ютуб видео бесплатно - Ажурное вязание крючком схемы модели

Борщевская вышивка Борщевская вышивка Борщевская вышивка Борщевская вышивка Борщевская вышивка Борщевская вышивка Борщевская вышивка Борщевская вышивка